Свят Господь Бог. Вторая Божья заповедь.

Автор: С. Нунэ Титоян.

Когда мы с детьми на катехизации говорим о второй Божьей заповеди, я им обычно рассказываю историю о св. Франциске, которая в своё время произвела на меня огромное впечатление. Когда святой Франциск произносил имя Иисус, он облизывал свои губы. Окружающие его спрашивали, почему он так делает, и святой отвечал, что имя Иисус для него сладкое и эта сладость остаётся на его устах после того, как он произносит это имя.

Я думаю, многие читатели, которым ведомо чувство любви, меня понимают. Когда я слышу определённые имена, моё сердце бьётся сильнее или замирает. Это имя Иисус, имена моих родителей, братьев и особенных в моей жизни людей. Имя Господа Бога не столько особенное, сколько святое. Оно другое, ни с кем не сравнимое – исключительное. Какие чувства в нас будят слова Бог Отец, Иисус Христос, Святой Дух? Пробуждают ли они в нас чувства божественной сладости, нежности, восторга и ликования? Родные ли нам эти слова? Как мы их произносим? Равнодушно, со страхом, с обидой и болью, с разочарованием или почтением, с трепетом, с доверием и с любовью? Как и когда мы произносим Имя Бога? Какой у нас опыт общения с Ним? Различные имена вызывают в нас противоречивые чувства, всё зависит от нашего личного восприятия. Этот опыт складывается из многих факторов. За каждым именем стоит определённая, конкретная неповторимая личность.

В последнее время меня настораживает анонимность высказываний в социальных сетях и в интернете. Поражаюсь необоснованным, лишенным логики и смысла, и элементарной культуры комментариям. Анонимность в социальных сетях способствует тому, что утрачивается чувство достоинства, святости и неприкосновенности личности человека. Каждый человек – это неповторимая личность, и он имеет право на уважение. Анонимные высказывания читателей, комментирующих новости и статьи, иногда не только лишены смысла, но наполнены желчью, горечью и отчаянием. Пресловутое: "Внимание! Высказывания пользователей портала выражают их личное мнение, которое может не совпадать с позицией портала. В обсуждении могут встречаться некорректные, некомпетентные, необъективные, острые критические, а также иные высказывания, способные вызвать отрицательные эмоции. Ответственность за содержание конкретного комментария несёт пользователь, его опубликовавший" не оправдывает поток грязи в интернете. Складывается такое впечатление, что анонимность открывает двери человеческому невежеству, и оно выплёскивается наружу. Что в этом хорошего? По-моему, ничего. Мне кажется, что группка людей, воспользовавшись маской анонимности, пытаются «разукрасить» реальность своими красками алчности, похоти, жадности, зависти и злобы. Не думала, что в XXI веке, в эпоху цифровых технологий, невежество под маской анонимности дойдёт до голоса. Анонимность способствует тому. что за высказанное слово никто не несёт ответственности. Анонимные высказывания провоцируют и вводят в искушение особенно неопытных читателей.

Творец Вселенной – Бог не захотел остаться анонимным автором. Он открылся нам в Своём Сыне Иисусе Христе, и мы знаем и верим, что только Его именем спасёмся. Бог открылся нам как любящий Отец, который в таинстве Крещения усыновляет нас, называет нас по имени. Человек – это слабость Бога, человек – самое святое для Бога. Людям, которые осознают святость человеческой личности, нетрудно понять смысл второй Божьей заповеди. Имя Бога свято. Как мы, христиане, можем донести эту истину до наших современников? Святой Игнатий Лойола в своё время готов был сразиться с мавром из-за того, что тот сомневался в том, что после рождения Иисуса Пресвятая Мария осталась Девой. Безусловно, речь не идёт о том, чтобы применять силу во имя защиты идеи, в нашем случае – истины веры, потому что применение силы – это путь в бездну. Важно уметь постоять за свои ценности и убеждения. И не только самому почитать с трепетом и благоговением то, что свято для нас, но и до наших современников донести, что для нас священно. Мы хотим, чтобы уважали нас и тех, кого мы любим. Так и Господь Бог, Пресвятая Дева Мария и святые взывают к уважению. Мы не должны бояться защищать то, что свято для нас, и должны настаивать на уважении наших духовных ценностей. Если человек утратит духовный стержень, он потеряет себя, свою человеческую идентичность. Но неужели у нас есть мотив, чтобы отвернуться от своих христианских ценностей? Отвернуться, потому что стали чуть более информированными (я не говорю более культурными)? Или потому, что стали чуть богаче, и перед нами раскрылись новые возможности? Неужели мы способны использовать все это во вред себе? Что мы опять пытаемся доказать и кому? Адам и Ева, Каин, современники Ноя, строители Вавилонской башни, жители Содома и Гоморры и многие другие… Неужели мы от них ничему не научились? Нельзя оправдывать христианскую пассивность терпимостью ко злу. Господь призывает нас любить и быть терпимыми друг к другу, а не ко злу. Зло – это отсутствие святого, и оно должно быть разоблачено. Как защищать то, что свято для нас? Один из ответов – жить в присутствии Святого Бога. Наше христианское благочестие не должно заканчиваться выходом из храма после окончания святой Мессы. Мы вкусили Хлеб Небесный, наши глаза смотрели на сокрытого Бога, уши слушали Благую весть. Все наше естество должно быть пропитано верою в живущего и действующего в нас Бога. Для нас, христиан, и для людей, далёких от Бога, сложнее всего смириться с нашим христианским лицемерием: устами проповедуем одно, а поступаем в жизни, как придётся. Диссонанс между "я" желаемым и "я" реальным. «Я» – хочу быть христианином и «я» – христианин – это две разные реальности. Мы должны стараться, чтобы желаемое становилось реальностью.

После того, как в двадцать лет я приняла таинство крещения, храм стал для меня домом – местом особенного присутствия моего Святого Небесного Отца. По воскресеньям моя дружная семья оставалась дома, а я одна шла в храм на святую Мессу. Сложно одному без духовных единомышленников. Мои родные этого не понимали, я благодарна им за то, что они мне не препятствовали и уважали мои убеждения. Моё отношение к Церкви особенное – это место моего духовного возрождения, место встречи с Возлюбленным. Храм для меня – это врата рая, место, где небо встречается с землёй. Я не могу представить город без храма. Куда приходить, когда ты отвергнут самыми близкими людьми и одинок? Кому открыть свои раны и получить утешение? Где услышать слова надежды? Где испытать милосердие и научиться прощению? Где пошептаться с Богом и услышать отцовское наставление? Церковь – это моя духовная семья; чем дольше я живу, тем больше ценю духовное родство. Понимаю, что оно сильнее кровного родства. Хочется, чтобы кровное родство укреплялось духовным, тогда семья святая, нерушимая, пропитана и скреплена Богом.

В последние годы много критики обрушилось на Церковь. Мы слышим о финансовых скандалах, грехах наших пастырей, уходах священников и монахинь. Все эти события неверующих утверждают в неверии, слабых – соблазняют, а верных – укрепляют. Грех вписан в историю каждого человека, каждого из нас повалил грех. Для нас и нашего спасения Иисус стал человеком, чтобы поднять нас и научить жить в свободе детей Божьих, в любви и Божьей благодати. Мне понравилось, как в одном из интервью Папа Франциск сказал, что к грехам Церкви мы должны относиться, как к грехам нашей матери. Очень глубоко и мудро. Чья мама безгрешна? Кто из нас позволит, чтобы нашу маму охаяли? Кто не заслонит и не защитит её? Зло есть зло и им остаётся, защитить Церковь – это не означает замалчивать правду. Защита проявляется в понимании, обращении и прощении, а не в одобрении. Я знаю священников и сестёр, которые ушли в мир, но от этого Церковь для меня не перестала быть тем, чем она является. Церковь – это не "они", а – мы и Бог. Степень святости Церкви прямо пропорциональна святости его членов. Нам так и хочется скинуть с себя ответственность и найти очередных "козлов отпущения". Не стоит оправдывать своё малодушие и минимализм в вере грехами Церкви. Это нечестно и необъективно и ни к чему нас не приведёт. Только очередное разочарование, которое отнимает радость жизни и лишает нас надежды. Я никого не осуждаю, потому что не знаю своего конца, не знаю, как в жизни ещё меня может закрутить... Но я знаю точно, что отход от священства и монашества имеет разные причины; может оказаться так, что у человека не было призвания, а может быть и такое, что, уходя от трудностей, он выбрал более сложный путь спасения. Не нам судить, Бог – судья.

Вторая Божья заповедь защищает то, что свято для нас. Бог, вера, Католическая Церковь являются для меня незыблемыми ценностями, которые неразрывно связаны между собой, они непреходящие и вечные, как любовь. Я благодарна Богу за дар веры, именно через неё Он приобщил меня к святости и призывает быть святой, как Он свят. Не будем бояться стремиться к святости в нашем сложном мире, который испытывал и будет испытывать нашу веру на прочность. Постараемся научиться любить Церковь, святую и грешную, и быть настоящими христианами - аутентичными свидетелями Святого Бога.