Слово Божие

"Слова Христа должны пребывать в нас, чтобы они стали правилом нашей жизни. Мои дорогие, ведь слово Иисуса - это свет для нашей души, источник жизни и мира".

Болеслава Лямент

Слово Божие

Библия - это сокровищница, хранящая в себе живое Слово Бога. Являясь духовной пищей для каждого верующего человека, Его Слово вдохновляет и укрепляет, вразумляет и исцеляет нас.

Именно поэтому чтение Слова Божьего и размышление над ним занимает важное место в духовной практике каждой монахини.

"В молитве размышления и через неё Бог щедро дарует нам Свою благодать для того, чтобы мы были хорошими монахинями и оставались верными этому святому призванию. В размышлении - пища для нашей души и наша духовная сила".
Болеслава Лямент

 

Существует много способов молитвы Словом Божьим. В нашей Конгрегации мы используем метод, некогда предложенный святым Игнатием Лойолой.

Этот испанский святой, основатель Ордена иезуитов, в период тяжёлой болезни пережил духовную борьбу, которая привела его к обращению. Основываясь на личном опыте поиска и обретения Бога, он предложил особый способ размышления и созерцания Бога в Писании, который изложил в своей книжице "Духовных упражнений".

Ниже мы познакомим Вас с этим способом молитвы. Для того, чтобы молитва оказалась действенной, к ней необходимо тщательно подготовиться.

1

Подготовка (10-15 минут)

Лучше всего накануне вечером внимательно прочесть выбранный библейский текст. Читая, следует внимать своему сердцу и отметить те фразы и пункты, которые нас больше всего затрагивают, чтобы именно на них позже остановиться. Их не должно быть слишком много, "ибо не обильное познание насыщает и удовлетворяет душу, но внутреннее прочувствование и вкушение вещи". (ДУ 2)*
Порой бывает достаточно лишь одного слова, над которым можно размышлять целую неделю. В ходе подготовки необходимо также подумать о месте и времени, которые мы отведём для размышления (созерцания).

2

Размышление (созерцание) (30-45 минут)

"Прежде чем приступить к молитве, дух следует несколько успокоить - сидя или прохаживаясь, как покажется лучше, и размышляя о том, куда я иду и зачем". (ДУ 239)

Спокойно, не торопясь, совершить крестное знамение и осознать присутствие Бога.

Далее Игнатий советует произнести молитву о чистоте намерения. "Дабы все мои намерения, действия и поступки направлялись единственно и исключительно ко служению Его Божественному Величеству и к Его восхвалению". (ДУ 46)

На следующем этапе необходимо вовлечь своё воображение, чтобы представить место, сцену происходящего. Это поможет нам вернуться к содержанию размышления (созерцания), если мы отвлечёмся.
"Представление некоего зримого места. Здесь следует отметить, что, если размышление или созерцание касается чего-либо зримого (например, созерцание Христа Господа нашего, Который зрим), то представление места будет заключаться в том, чтобы взором воображения увидеть действительное место, где находится то, что я хочу созерцать. Действительным местом я называю храм или гору, где находится Иисус Христос или Богоматерь, в зависимости от того, что я хочу созерцать.
В размышлении же о предмете незримом (о грехах) представление места будет состоять в том, чтобы взором воображения увидеть мою душу, заключённую в этом тленном теле, как в темнице, а всё это "сочетание" - как бы изгнанником в этой юдоли, среди лютых зверей". (ДУ 47)

Далее необходимо сформулировать конкретную просьбу, т. е. с какой целью мы приступаем к этой молитве и чего хотим достичь с помощью Божьей.
"Испрашивание у Господа Бога нашего того, чего хочу и желаю от настоящего размышления". (ДУ 48)

После этого небольшого введения мы можем приступить непосредственно к размышлению или созерцанию.

а) Размышление

Используя раннее отмеченные пункты, останавливаться на каждом из них. Не торопясь, вслушиваться в Слово Божье и соотносить его со своей жизнью.
Что говорит мне Господь через это слово?
К чему призывает?
На что обращает моё внимание?
"Если в каком-либо пункте упражнения обретёшь желаемое, задержись на нём, пока не удовлетворишься вполне, совершенно не беспокоясь о том, чтобы перейти далее". (ДУ 76)

Во время размышления необходимо задержаться на возникающих в нас чувствах, как на том,  что  вызывает положительные реакции - энтузиазм, надежду, внутренний покой, так и на том, что вызывает внутреннее сопротивление, протест, утомление, скуку и другие отрицательные эмоции. Проявление негативных чувств  - знак того, что Слово Божие открывает в нашей душе больные места, существование которых мы сами можем не осознавать.

Святой Игнатий советует завершить размышление дружеским разговором со Христом, представляя Ему свои вопросы, сомнения и просьбы.
"Беседу нужно вести в собственном смысле, как друг говорит с другом или слуга - со своим господином". (ДУ 54)

В конце прочитать избранную молитву. Например, Отче наш.

б) Созерцание

В размышлении главным является разум, с помощью которого мы вопрошаем, ищем, рассуждаем. Но всё это мы делаем не ради знаний, а для того, чтобы лучше познать Бога и полюбить Его.

В созерцании же Игнатий советует использовать все пять чувств, целиком при этом участвуя в созерцаемой сцене.
"Взором воображения всматриваться в лица, обдумывая и созерцая отдельные обстоятельства, в которых они находятся, и извлекая из этого созерцания некоторую пользу.
Слушать то, что они говорят или могли бы сказать, и, предавшись размышлению, извлечь из этого некоторую пользу.
Обонянием и вкусом вкушать и обонять бесконечную сладость и лакомость Божественности, души, её добродетелей и всего прочего, в зависимости от созерцаемой личности. Обдумать всё это и извлечь из этого пользу.
Касаться прикосновением - например, обнимать и целовать те места, по которым ступают и на которых сидят эти лица, всегда стараясь извлечь из этого пользу". (ДУ 122-125)

Созерцание - это пребывание с Богом, это отдохновение в Нём.

3

Рефлексия (10-15 минут)

"Завершив упражнение, в течение четверти часа, сидя или прохаживаясь, рассмотри, как прошло созерцание или размышление; если плохо, то ищи причину, по которой так произошло; и, найдя её, испытай раскаяние, чтобы исправиться в дальнейшем; если же успешно, то возблагодари Господа Бога нашего и в другой раз сделай так же". (ДУ 77)

Без рефлексии мы были бы подобны земледельцу, который насадив и взрастив, забыл собрать урожай.

* Текст Духовных Упражнений цитируется по: Св. Игнатий Лойола. Духовные упражнения. Пер. Андрея Коваля - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. - 128 с.