К Единству - через принадлежность одному Христу

Автор: С. Нунэ Титоян, MSF. Журнал «Дыялог» №1 (2009) .

С. Нунэ Титоян

«Род человеческий должен достигнуть единства через множественность; он должен учиться быть единой Церковью, сохраняя всё разнообразие форм мышления и деятельности, культур и цивилизаций».

Иоанн Павел II

В 1961 году монсеньор Виллебрандс, который тогда ещё не был кардиналом, прибыл в Аптелиас для переговоров с тогдашней главой Армянской Церкви, с Католикосом Зарехом I. Он задал Католикосу примерно такой вопрос: «Если бы Папа созвал Собор в Ватикане и пригласил представителя от Вашей Церкви, согласились бы вы в нём участвовать?» Католикос, не раздумывая, ответил: «Когда человек приглашает к себе родного брата, разве он будет сомневаться в том, что брат придёт?» Затем он добавил: «Если мы сформулируем Евангельские поучения в ста положениях, не думаете ли Вы, что по поводу девяносто девяти из них наши мнения совпадут? Однако, к несчастью, мы чаше говорим о том единственном пункте, по которому расходимся, забывая о том, как многое нас объединяет...» И он указал на стену перед собой: «Если бы на этой абсолютно белой стене мы обнаружили маленькое чёрное пятнышко, мы бы забыли о белизне стены и говорили только об этом пятне...» Сегодня мы должны смотреть на то, что нас объединяет. В этом заключается вся стратегия экуменизма.


Бог есть Любовь, учит нас святой апостол Иоанн; Бог, Единый в трёх Лицах, есть единство. Именно благодаря любви – сущности Бога – Его единство не становится монолитом. В 17-й главе Евангелия от Иоанна совершенно ясно засвидетельствована воля Господа нашего Иисуса Христа: «Отче, да будут все едино... Да будут они едино... да уверует мир, что Ты послал Меня». Это не случайное пожелание, так как подлинность христианской веры тесно связана с определённым свойством церковной жизни: проявляется ли в ней дарованное нам Христом единство, то единство, которое и есть сама жизнь Пресвятой Троицы.
Единство – это духовная реальность, сила, имеющая как бы три полюса: во-первых, единство – это отношения с Богом, основанные на верности; во-вторых, наши взаимоотношения с другими, теми, кто исповедует одного и того же Христа; в-третьих, верность самому себе. Любовь, это прекрасное чувство одного человека к другому, в первую очередь есть принадлежность к Единому Началу, Которое и есть Бог. Это вопрос бытия: если Бог есть любовь, как нам говорит Священное Писание, мы также должны быть любовью, отражением Божественной сущности. Но любовь не признает разделения, она – противоядие разделению.
Нам часто говорят о неразделённой Церкви первых веков; но надо глубже вникнуть в значение этого выражения. Означает ли оно, что в первые века не было напряжения между Церквами, не было конфликтов, различий? С первых лет существования Церкви в ней было разнообразие мнений, и даже противостояние. Из Нового Завета мы хорошо знаем, что апостолы очень отличались друг от друга; даже во время земной жизни Христа они спорили о первенстве... Но различие и противостояние между ними всегда разрешались через взаимное прощение, через любовь и чувство принадлежности одному Христу. Нам надо как можно чаще с открытым сердцем перечитывать тот отрывок из 1-го Послания апостола Павла к Коринфянам (1, 10-13), из которого следует, что чувство принадлежности Христу помогает преодолевать разделения: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?»
Множество богословов и иерархов часто повторяют, что единство не то же самое, что единообразие. Единство – это чувство принадлежности всех одному Христу, Единородному Сыну Бога Отца в общении Святого Духа, всех, кто проповедует одно и то же Евангелие и свидетельствует о нём своей жизнью. Если, не теряя различий, можно сохранить это чувство общей принадлежности Господу, значит единство реально. Существование различных нюансов в выражении общей христианской веры законно. Экуменизм не является изменой устоявшимся традициям.
Очевидно, что в наших богословских размышлениях мы должны уделять большое внимание проблеме идентичности и инакости. Я думаю, что идентичность и инакость – два способа существования, которые не противоречат друг другу. Если кто-то не знает, кто он, если он не познал себя глубоко, то он не может вести диалог с другими, он потерял себя уже в начале беседы. Я как армянка настолько укоренена в моём национальном бытии, что могу мыслить только изнутри этой категории. Но сама моя идентичность включена в контекст более широкой идентичности, той, которую я называю Христовой идентичностью. Например, когда я молюсь, я никогда не ощущаю, что как армянка я отделена от другого человека: в этой общей молитве я выхожу за пределы моей национальной идентичности, не теряя её, а даже усиливая, ведь она расцветает в общей для нас Христовой идентичности, которая допускает признание различий, потому что они составляют часть Божественного творения.
Недостаток света, который мы ощущаем, мрак как недостаток любви и единства – это действия «разлучителя». Дьявол –  «обвинитель, клеветник»  – так переводится с греческого слово diabolos, прежде всего тот, кто разделяет, разрушает то, что было единым: таков этимологический смысл глагола diaballein, от которого и произошло это существительное...
Человеческая история полна ошибок и заблуждений. Тот, кто хочет ступить на путь экуменизма, должен оглянуться на историю, отчётливо представляя себе, как и когда наши отцы стали терять эту любовь, разрушая единство; но после признания этих ошибок надо стремиться к воссоединению. Осмыслив разделение, выявив его исторические причины, мы неизбежно придём к восстановлению разрушенного или потерянного: к единству в любви. Зло разделения должно быть уничтожено, побеждено и устранено любовью, которая есть источник всех благ.
По замыслу Иисуса Христа, Церковь едина, и, несмотря на все наши разделения, это единство остаётся. Единство христиан существует, у нас нет необходимости искать его где-то вовне, оно уже в нас: у нас одно Евангелие, и мы все следуем за Христом. Однако это духовное, мистическое единство Церкви, которое мы все исповедуем в Символе веры, должно найти внешнее выражение в жизни различных Церквей – такова задача экуменизма.