Монашеские будни. Кукольный театр, Макдоналдс
В 6.20 начинает тихо звонить будильник. Но просыпаюсь я немного раньше, и почти каждое утро слышу, как по лестнице в подъезде чьи-то каблучки уже сбегают вниз, спешат на работу. Первая осознанная мысль: для кого-то уже начался рабочий день. И во сколько же встали эти «каблучки», если я еще в кровати, а они уже бегут?
Те, кому посчастливилось жить в «хрущевках» (и «брежневках»), знают, какая «прекрасная» звукоизоляция внутренних стен в квартирах этих домов. Можно услышать, например, как сосед с верхнего этажа помешивает ложечкой чай у себя на кухне. Видно, архитекторам была дана установка на то, что «у советских граждан не должно быть никаких секретов друг от друга». А может, сказалась нехватка стройматериалов в непростое советское время или поджимали сроки сдачи домов…
В одном из таких домов и живет наша маленькая община, состоящая из трех сестер.
В 7.00 начинаются утренние молитвы. Сестры Миссионерки Святого Семейства молятся о единстве христиан. Что такое единство? Оно начинается с самых простых вещей. Например, в нашей маленькой семье мы все происходим из разных стран: Польша, Беларусь, Россия. Но мы – одна община и уважаем традиции и язык друг друга. Например, мы поочередно молимся на русском, белорусском и польском языках.
Сейчас «польская» неделя молитв, поэтому литургию слова читаем по-польски.
После молитв есть минут пятнадцать, чтобы позавтракать и отправиться на Мессу. Морозным утром в радость чашечка горячего кофе и горячие бутерброды!
Остановка трамвая очень близко. Надо успеть сесть в него в 8.15, иначе можно опоздать в храм. Сегодня термометр показывает -20°С, а по ощущениям как будто -30°С! Надо быстрее идти, чтобы не замерзнуть.
В трамвае тепло, и вот уже кто-то дремлет (или молится), кто-то поглядывает в окно: когда же рассвет? А кто-то сбоку наблюдает: куда эти монахини едут?
Наша станция метро конечная. От нее мы направляемся в центр города.
В метро можно спокойно обдумать дела предстоящего дня, опять же поспать. Столько всего умудряются сделать люди в московском метро, чтобы не терять время зря! Можно читать, играть во что-нибудь на планшете или телефоне, смотреть фильмы, слушать музыку в наушниках или без них (иногда и так бывает). А еще можно наблюдать за сестрами. Что это за существа такие? Я часто ловлю на себе чьи-то взгляды. Кто-то смотрит с любопытством – изучает. Другие улыбаются, третьи смотрят сочувственно. Бывает, рассматривают так пристально, что чувствуешь себя не слишком уютно. Иногда случаются и враждебные взгляды, но редко. Одним словом, хочешь почувствовать себя звездой – надень монашеский хабит!
За годы жизни в монастыре я научилась относиться ко всему этому спокойнее. В последнее время учусь иногда вести диалог без слов – взглядом. Открыто и спокойно посмотреть в ответ, иногда улыбнуться человеку, (поняв ситуацию).
Каждый день мы встречаем столько незнакомых нам людей, которых никогда, скорее всего, не встретим больше. Случайны ли эти встречи-взгляды? Не знаю. Здесь в Москве я научилась молиться в пути за всех, кто едет вместе со мной в метро, трамвае, автобусе или просто проходит мимо. Кто-то сегодня должен решить важные дела, кто-то встретится с дорогим человеком, кто-то заболеет, быть может, кто-то умрет… Лишь Богу известно, что ждет каждого из нас в этот один единственный день жизни. Я прошу о благословении для всех, кого встречаю.
Еще немного проехать на эскалаторе и дальше опять пешком.
До храма еще мин 10 пешком. Проходим мимо кафе. Какой приятный аромат кофе! Кто-то завтракает с газетой в руках. Ах, чье-то неспешное утро!
Это ученики французского лицея, что неподалеку от храма. Каждое утро в этом месте слышна оживленная французская речь. Родители приводят или привозят на машинах своих чад к храму науки. Поцеловав и помахав на прощание детям, спешат на работу. Подростки приходят сами, сразу не заходят в лицей, стоят у ворот, что-то обсуждают.
Французская община в приходе св. Людовика достаточно многочисленна. Семьи довольно молодые и почти во всех несколько детей. На французскую воскресную Мессу они, как правило, приходят всей семьей.
Наконец дошли. Вот он – храм св. Людовика на Лубянке.
На утренней Мессе обычно немного людей. Еще есть пару минут, чтобы настроиться на молитву.
Обратная дорога та же. С той только разницей, что придется постоять – час пик в разгаре.
Готовят сестры по очереди, по несколько дней. Если есть затруднения с меню, на помощь придет книга рецептов. Так, что там сегодня на обед? М-м, «ежики» из фарша с рисом! Добавим в блюдо немножко своего «сердца», хорошего настроения и … пальчики оближешь!
Вот и наши воспитанники подошли. Наша община работает в досуговом детском центре Святое Семейство, который существует в Москве с 1998 г. Это негосударственная благотворительная организация. Здесь ребята встречаются, играют, учатся открывать и развивать свои таланты.
Сюда приходят дети из нашего района. Илья, к примеру, живет в соседнем доме, Миша чуть дальше. Практически каждый день мы встречаем их на улице, во дворе, в магазине. После школы сразу к сестрам. Порой чувствуется, что дети идут в центр, как домой. Здесь сестра обязательно спросит, как прошел день в школе, почему нет настроения, проголодался ли. Мамы возвращаются с работы, как правило, вечером, а впечатления после школы – вот они, свеженькие. И хотя выражать и называть чувства нашим детям сложно, мне кажется, они чувствуют, что их здесь принимают, что они нужны в центре. Думаю поэтому и приходят.
По-разному проходят занятия в центре. Иногда мы вместе с ними выходим на какое-нибудь культурное мероприятие. Итак, сегодня – поход в театр. Сегодня идем с ними в театр кукол на спектакль «Маугли». Вот уж не знаю, усидят ли во время представления наши непоседливые мальчишки. Одеваемся и вперед!
Самых маленьких надо держать за руку. Все собрались, идем к трамваю. Утренний маршрут почти повторяется, только в метро нас ждет пересадка на другую линию. Радует солнышко и настроение у всех боевое. Ух, как скрипит снег под ногами!
В трамвае садимся по интересам. Заботливая бабушка Тани снабдила ее едой. С таким Винни-Пухом (рюкзаком) за спиной можно и в театр!
В метро начинается разделение. Мальчишки нас «не признают» и держатся на расстоянии. Хочется показать себя взрослыми и независимыми. Это девчонки пусть сидят рядом с сестрами. Мы сядем подальше.
Правда, все же недалеко. Дети есть дети. Не успели сесть в вагон, уже жуют бутерброды, которые сестры приготовили в дорогу. А вдруг потом не будет?!
«Ой, смотри, какой глубокий тоннель! Ты такого точно не видела!» - заявляет Таня (с Винни-Пухом на спине). Что ж, кто-то любуется видами природы за окном электрички, а кто-то созерцает таинственный мрак за окном в метро. Столица... Главное все делать с интересом. (Кстати, вот еще чем можно заниматься, когда едешь в метро. Боюсь только взрослым недоступно понимание сей романтики).
Переходим на вторую линию. Кто бы мог подумать, что в метро может быть так интересно!
Ну, кажется, никого не потеряли по пути. Мальчики на месте. Едем дальше.
По пути Вика заявляет сестре Магдалине: «А когда мне мама купит черепашку, я назову ее Вашим именем – Магдалина!» Но немного подумав, добавляет: «Ах, все равно мне ее не купят…» Вот она детская тоска, ведь почти каждому ребенку (да не только ребенку) хочется иметь своего родного милого питомца-друга!
Театр кукол имени С. В. Образцова. В фойе перед гардеробом толпятся дети с родителями, воспитателями, учителями. Раздеваются, бегают к кукольному магазину, что-то доедают и допивают. И все разом говорят. В общем, ярмарка.
Мы раздеваем детей, поправляем все бантики, хвостики, юбочки. Уф, теперь можно и самим снять верхнюю одежду. Кто-то из них опять не прочь что-нибудь пожевать. Да, вот еще что: перед началом представления обязательный поход в туалет, чтобы потом не бегать по залу. Ну, кажется все. Можно подниматься наверх.
На лестнице стоят большие куклы одна напротив другой. Солдат и Принцесса. Непременно надо с ними сфотографироваться!
Тянет еще к маме. Хоть за юбочку подержаться.
И кто еще из нас принцесса!
Да, все-таки в мужской компании лучше!
Сиденья в зале сделаны очень хорошо, с заботой о детях. Для того, чтобы маленькие могли видеть сцену, в глубокое кресло можно положить вот такие подушки. А еще лучше две.
Наконец все уселись. Начался спектакль. Надо отдать должное достижениям современной техники. Благодаря спецэффектам действие на сцене казалось реальным, приближенным, как в фильмах 3D. В нашем детстве фильмы и спектакли не блистали красотой декораций (цветные телевизоры и те не сразу-то мы смотрели); все было намного проще и, несмотря на это, все нас восхищало. Сегодня мне показалось, что с восхищением смотрели весь спектакль лишь самые маленькие зрители в зале. Наши мальчики, кажется, немного скучали и, когда зажегся свет, один из них, оглядев зал произнес: «Эй, мы с тобой здесь самые большие!» Может, действительно не совсем на их возраст был рассчитан спектакль. А может быть, обилие спецэффектов, которым мир видео окружает современных детей, притупляет остроту восприятия чего-то менее яркого, но осмысленного. Одна картинка – это уже не интересно; сосредоточиться, чтобы ее рассмотреть, не хочется. Нужно 10, 20, 30 картинок! И чтобы они быстро сменяли друг друга в сопровождение грохочущей музыки. Вот это привлекает внимание! Правда, ненадолго.
Итак, покидая мир искусства, отправляемся дальше в поисках приятного.
Переходим оживленный перекресток. Зеленый свет.
«Смотрите, сестра, еще много подзарядки осталось!» – это о количестве секунд на зеленом свете светофора на перекрестке. Вот оно – мышление современного ребенка.
Как вы уже, наверное, догадались, «приятное», на поиски коего мы идем, это Макдоналдс. По пути мы немного запутались, свернули не на ту улицу. Пришлось идти мин 10 обратно. На вопрос о том, готовы ли дети топать еще 10 мин по морозу (было предложение ехать домой, очень холодно и ветрено стало на улице), последовал ответ Кирилла: «Сестра, в Макдоналдс я готов не то, что идти, а бежать!» Думаю, все остальные разделяют его мнение. Чего не сделаешь, ради такой любви! Идем!
Вот он – долгожданный миг наслаждения!
Не все еще выпито и съедено… Поразительная способность ребенка хотеть есть всегда и везде.
А вот и актеры нашего домашнего театра. Знакомьтесь – сестры.
Делимся впечатлениями о нашем походе. Ужинаем. Но день еще не окончен.
Бумажные дела не терпят отлагательств.
И вот наступает заключительный совместный момент этого дня. Вечерняя молитва с поклонением Святым Дарам в нашей домашней часовне. Время тишины, отдохновения в Божьем присутствии, время подумать о прошедшем дне, время благодарности.
Планы на завтра? Конечно, об этом тоже думается.
Почему-то вспомнился один момент из фильма «Падре Пио». Есть в нем такой эпизод, где святой говорит о том, что Божье Провидение само заботится о монахах. «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф 6, 34). Что ж, остается только добавить: «Аминь». И спасибо за такой обычный и необычный день, который уже стал прошлым.