По стопам блаженной Болеславы

Автор: Сестра Лена Зелинска, MSF. Журнал «Дыялог» №11 (2005) .

С. Лена ЗелинскаЖивя много лет супружеской, либо общинной жизнью, разделяя её радости и проблемы, мы часто не замечаем сущности, которая порой проявляется во множестве мелочей, составляющих нашу жизнь. Очередная годовщина совместной жизни даёт нам возможность иначе посмотреть на прожитое, посмотреть совокупно и проницательно. Юбилей позволяет нам вернуться к основам нашей любви. Мы мысленно обнимаем любимого человека взором, который содержит в себе и первую влюблённость, и всю ту непростую историю восхождения в любви и самоотдаче, а также настоящий опыт общения и переполненную надеждой устремлённость в будущее. Празднование помогает войти в повседневность с обновлённым взором и испытать праздник любви среди будней.

 

100 лет тому назад город Могилёв являлся самой значимой точкой в административной структуре католической Церкви в России. Могилёвская архиепархия территориально была самой большой католической митрополией в мире, так как охватывала всю Российскую империю. Великая жатва, необъятные просторы – эту евангельскую истину очень чётко ощущали рассеянные по всей России католики, составляющие конфессиональное меньшинство. Наверное они молили Господина жатвы, дабы нашлись люди с щедрым и открытым сердцем, могущим ответить на призыв служения Божьей овчарне на этой земле.
Осознанно искать Божью волю и следовать путём, который указал нам Господь – вот суть христианской жизни, жизни человека, желающего постоянно приближаться к своему Спасителю и участвовать в делах Царства Божьего. Таким человеком была женщина, духовно расположенная к верному исполнению воли Творца– Болеслава Мария Лямент – наша покровительница, которая вот уже 15 лет, как провозглашена блаженной католической Церкви. Она хорошо понимала, что не бывает случайностей ни во внутренних вдохновениях, ни во внешних жизненных событиях.
Сорокалетняя Болеслава, с юности стремящаяся войти на путь, приготовленный Богом, получает предложение отправиться в отдалённый Могилёв для создания католического воспитательного центра для местной молодёжи и для руководства над приходскими религиозными организациями. Ради этого она оставляет благотворительную деятельность, которой занималась в Варшаве. В своём сердце она всё отчётливее ощущает желание служить единству католической и православной Церквей. И вот Болеслава Лямент отправляется в Могилёв, обогащенная своим богатым жизненным опытом: она родилась и воспитывалась на территории Польши, была портнихой, занималась воспитанием молодёжи и помощью самым бедным. Долгие годы, занимаясь активной деятельностью, она ощущала призыв к особой жизни, жизни полностью посвященной Богу. Она твёрдо верила, что Господь Сам укажет способ реализации этого призвания. Болеслава почувствовала, что Могилёв нуждается сейчас в ней. Она ехала туда, зная лишь одно – Бог её ведёт…
Прибыв в 1903 г. в Могилёв, Болеслава Лямент направила все свои способности созданию швейной мастерской, которая стала бы одновременно и центром религиозного воспитания. В этой деятельности почти с самого начала с ней сотрудничали Леокадия Гурчинска и Луция Чеховска. Этих трёх женщин соединяла не только профессиональная связь, но и духовная. Все они осознанно желали углублять свою внутреннюю жизнь. Этому способствовали духовные упражнения, которые для них провёл апостольский миссионер из Москвы – о. Феликс Вертински, иезуит. Во время этих упражнений они распознали потребность основания новой монашеской общины. Таким образом, осенью 1905 г. в Могилёве была основана Конгрегация Сестёр Миссионерок Святого Семейства, основной целью которой стала экуменическая деятельность среди православных верующих и католической диаспоры в России. Эта деятельность являлась воплощением желания Сердца Иисуса: «дабы все были едино…, дабы мир уверовал…» (Ин 17, 21). Служение сестёр осложнялось необходимостью скрывать его от царских властей. Несмотря на трудности этой подпольной работы, сёстры расширяли свою деятельность: уже через полтора года к ним присоединились новые послушницы.
Сёстры решили переехать в Петербург. Местом основания конгрегации Бог избрал столицу епархии, но потом указал, что для полного развития общины и её большей плодотворности в Церкви конгрегация должна укорениться в столице империи. Могилёв и Петербург – основные центры присутствия сестёр в течение первых 20 лет деятельности конгрегации - указывают на ту харизму, которой Бог одаривает каждую сестру Святого Семейства: это тайна примирения, которая приводит к единству в многообразии.
В Петербурге сёстры, вынужденные всё время скрывать свою монашескую принадлежность, вели приют и школу в приходе св. Казимира, открыли частную гимназию в Нарвском районе, в котором ещё не было католической средней школы, а также занимались педагогической работой в приходе Посещения Пресвятой Девы Марии в Выборгском районе. Воспитательная деятельность конгрегации в духе экуменической открытости продолжалась вплоть до Октябрьской революции. Большевистские власти отняли у сестёр их школы, вместе со всем имуществом. Тогда конгрегация занялась благотворительной деятельностью – сёстры организовали столовую для детей, подпольно продолжая проводить занятия со своими воспитанниками. Но из-за усиливающихся преследований мать Болеслава решила отправить своих сестёр в другие места – особенно в восточные районы недавно освобожденной Польши. Когда в 1923 г. в Петербурге была арестована с. Луция Чеховска, миссионерки Святого Семейства покинули Россию.
После переезда в Польшу основательница ордена стремилась посылать сестёр в основном на территорию Полесья и Гродненской области, население которых составляли как православные, так и католики. В Польше сёстры могли уже выявить свою монашескую принадлежность и надеть монашеское облачение. Благодаря множественным новым призваниям в конгрегацию, появилась возможность основания новых монастырей. До начала Второй мировой войны 1939 г. конгрегация насчитывала 38 домов, большинство из которых были расположены в вильнюсской архиепархии и пинской епархии. Сёстры миссионерки Святого Семейства занимались воспитательной, благотворительной и приходской деятельностью в следующих местностях восточной части тогдашней Польши: Бресте, Вильнюсе, Пружанах, Слониме, Кривошине, Пинске, Ошмянах, Барановичах, Кобрине, Рачканах возле Ляховичей, Деревной и Медведичах возле Барановичей, Альбертине возле Слонима, Логишине возле Пинска, Шерешево возле Пружан, Гольшанах возле Ошмян, Росси и Мостах возле Волковыска, Жукевичах возле Гродно, Константиново и Свири. В этих местностях сёстры содержали ясли, 8 детских садов, 2 приюта, 3 общежития, многочисленные швейные мастерские, столовые для нищих. Сёстры вели занятия по катехизису в школах, заботились о храмах и оформлении литургических богослужений, создавали  приходские движения для мирян и организовывали благотворительную работу. В Пинске, Барановичах и Кобрине работали также медсёстрами в местных больницах.
После окончания Великой Отечественной войны, когда восточная территория Польши вошла в состав СССР, сёстры потеряли основные места своей деятельности. Повторилась история послереволюционного Петербурга, и в очередной раз советские власти отняли у конгрегации всё её имущество и лишили возможности продолжать служение.
С 1945 г. началось переселение людей из восточной части довоенной Польши вглубь страны. Сёстры переезжали вместе с теми, кому служили. Они располагались в основном в Поморье и Вармии, чтобы заново, с Божьей помощью, возобновить свою работу в послевоенной Польше. Несмотря на то, что на территории СССР были закрыты все монастыри конгрегации, в Вильнюсской, Гродненской и Пинской областях в подполье всё же осталось несколько сестёр, которые под угрозой репрессий старались продолжать свою религиозную деятельность. Некоторые сёстры из Польши временами посещали СССР для того, чтобы тайно готовить верующих к святым таинствам.
После перестройки появилась возможность открытой религиозной деятельности в странах бывшего СССР и отпала необходимость скрывать монашеские общины, находящиеся в Пинске, Вильнюсе и Борунах возле Ошмян. В то время были основаны новые дома конгрегации: в Эйшишкес Вильнюсской области, в Новой Мыши возле Барановичей, в Москве, Могилёве, Батайске возле Ростова-на-Дону, Ошмянах, Барановичах, Парафьяново (Витебская область) и в Молодечно. Вновь стало возможным на этих землях продолжать деятельность, которую в 1905 г. в Могилёве начинали блаженная Мать Болеслава и её первые сёстры. По воле Божьего Провидения у сестёр появилась возможность в полной мере жить харизмой ордена – т. е. служить единству там, где совместно проживают христиане разных конфессий, служить людям, которые вследствие 70-летней атеизации перестали осознавать свои глубинные духовные потребности, а именно - потребность жить в Божьей, ничем не обусловленной, любви.
Как и в прошлом столетии, когда возникла Конгрегация Сестёр Миссионерок Святого Семейства, так и в настоящее время по-прежнему актуальна цель конгрегации, она становится всё более необходимой для миссии Церкви в современном мире. Занимаясь религиозным воспитанием молодого поколения, подготовкой детей и взрослых к принятию таинств, помогая катехуменам и ведя постоянную катехизацию, анимируя молитвенные группы, проводя духовные упражнения и разные формационные встречи, организуя разнообразную благотворительную деятельность, сёстры ощущают, насколько необходимо сегодня их экуменически открытое служение. В настоящее время в Восточной Делегатуре конгрегации работает около 50 сестёр. Их служение реализует замысел основательницы в осуществлении особой харизмы - работать среди конфессионально смешанного населения.
Свидетельством экуменической направленности работы сестёр, является пример, когда они, занимаясь детьми из неблагополучных семей, детьми-отказниками, готовят своих православных воспитанников к принятию таинств в православной Церкви, способствуют их крещению, исповеди и причащению в братской Церкви, проводят паломничества к святым местам православия. Такой же экуменический подход сопровождает и многочисленную благотворительную деятельность сестёр: организацию столовых для бедных, создание воспитательных центров для детей улицы, посещение заключенных в тюрьмах и исправительных колониях, посещение воспитанников интернатов, социальных приютов, детских домов, помощь больным на дому и в больницах.
В городе Барановичи, реагируя на актуальные нужды, сёстры, кроме других видов благотворительности, начали оказывать материальную и духовную помощь матерям-одиночкам. Во время духовных реколлекций для таких женщин одна из участниц эмоционально обратилась к ведущей: „Сестра, вы сейчас на какое-то время смогли вытащить нас из болота нашей отравленной среды. Но мне любопытно, каким образом вы нас вернёте обратно в эту нашу неблагополучную жизнь...?!”. Суть заключается в том, что эти женщины уже не возвращаются в свою среду такими, как прежде, а сёстры стараются не оставлять их один на один с их проблемами. История показывает, что дело, начатое 100 лет тому назад сёстрами миссионерками Святого Семейства, не угасло даже перед лицом, казалось бы, непреодолимых препятствий.
Юбилеи – это настоящие сокровища, которые даны нам для обогащения нашей жизни и насыщения её Божьими ценностями, помогающими нам распознавать подлинный смысл событий. Для сестёр миссионерок Святого Семейства 2005 год – юбилейный год. Таким же он является для поместных Церквей в России, Польше, Литве и Белоруссии, где ощутимы следы присутствия блаженной Болеславы и её духовных дочерей. Стараясь глубоко пережить это благословенное время и не упустить возможностей и даров, которые даёт празднование, будем благодарить Бога, открывая своё сердце для чудесных Божьих замыслов, и не будем терять надежды.